Целью данной статьи является желание показать рядовому человеку где, при каких условиях и как им манипулируют, «выжимают» требуемые действия и информацию. Уметь распознавать и видеть это – значит быть защищенным от манипуляций, значит обеспечить информационную безопасность себя и окружающих как личность.
Толчком для написания мне послужили наступающие выборы в Государственную Думу, точнее сказать сами методы агитаций. Я не буду обсуждать конкретные случаи и отдельно взятые партии, чтобы не нарушать закон я не буду высказывать свои личные взгляды и мнения, а только буду указывать на информационную давку на человека во время предвыборной агитации.
Давайте отвлечемся от конкретной указанной выше проблемы и подумаем, «А как же вообще и, самое главное, где нами манипулируют?». Ответ прост – везде. На каждом шагу и каждую прожитую минуту мы подвергаемся внешней давке. Вы можете это долго отрицать, приводить опровергающие факты, но это так. Как ни горько это говорить, но это так. Мы живем в 21 веке, в веке, где огромную роль человек отдал компьютерам, развивается новая, информационная эра человека. Отмахиваться или говорить как нехорошо и плохо – нельзя, это наша жизнь и наше будущее. Но у этого будущего появляются новые проблемы, которые были и раньше, но на которые мы просто не обращали внимания. Да-да, манипулирование, причем в глобальных масштабах, было и раньше, но только тогда это действительно шло на пользу отдельно взятого человека, общества и государства в целом. Я говорю про коммунизм в Советском Союзе. Начиная от Ленина, который был большим специалистом этого дела, и заканчивая последними вождями коммунизма. Но что было тогда? Тогда цели, как я уже сказал, были другими и истинно благими. Была введена монополия на СМИ – всего несколько теле- и радиоканалов, которые день и ночь, в каждой передачи и каждым словом строили новую расу людей и новое общество. Те, кто жили в то время, наверняка помнят такие лозунги, западники это называли пропагандой, а коммунисты – новым курсом. Но как же именно это происходило? Просто. Любое мероприятие крупного масштаба показывалось только с хорошей стороны, неустанно говорилось, что эти достижения – это достижение неустанных тружеников коммунизма и народа, а вот о каких-либо минусах этого события, как и любого другого, скромно умалчивалось. И как ни странно, но это правильно! Если это делается без «задней мысли», в таких крупных масштабах. И все было хорошо, было построено общество практически идеальное, без насилия и преступности. Конечно, были недовольные и, как сейчас на это очень любят указывать прозападники как неоспоримый минус тоталитаризма, их попросту убирали, как все мы знаем из курса истории – ссылка, из которой не возвращаются. А сейчас? У нас так же есть «недовольные», которые едут за рубеж, обучаются так, приезжают на Родину, получают «вознаграждения» от западных помощников и начинают активно бороться против «закоренелого тоталитаризма на любимой Родине». В итоге мы получаем «маршы несогласных», вот только с чем они несогласных? Им платят немалые деньги, которые они честно, и надо им отдать должное – профессионально, отрабатывают. Они ничего сверхъестественного не делают, они просто знакомы с основами манипулирования людьми и все! И эти люди исправно идут за этими «несогласными». А ведь если посмотреть как эти лидеры себя ведут и сразу становится ясно, какие цели они преследуют: все марши начинаются со слов «я не согласен с нынешней властью; за мои протесты меня незаконно преследуют; я обижен; я такой же как и все», незаметно личные обиды переносятся на каждого слушателя, он «пораскинув мозгами» уже тоже считает себя обиженным властью, у него зреет протест, а тут как нельзя кстати появляются добрые люди такие же обиженные и готовые помочь. В итоге мы получаем очередной «марш несогласных». Вы скажете, что это очередной безобидный митинг. Нет! Называйте это как хотите – это личное право каждого, но это называю забиванием мозгов ничего неподозревающим людям.
Но оставим «большую политику» и методы воздействия на власть через незащищенность граждан, точнее сказать – масс народа. Давайте рассмотрим вкратце нашу повседневную жизнь, каждую прожитую минуту.
Начнем с бед нашего телевидения – рекламы. Все мы смотрим ТВ и от рекламы убежать очень тяжело. И как следствие – реклама стала мощным оружием воздействия на население. По разным оценкам реклама приносит от 30 до 45 процентов прибыли. Чем же достигается такой результат? Существует масса способов «впихнуть» непродаваемый товар. Начнем как всегда с истории. Самым успешным результатом рекламы можно назвать 60-е годы в США. В то время одна нью-орлеанская корпорация запатентовала новый прибор – тахитоскоп. Этот прибор был способен протягивать кинопленку быстрее, т.е. создавался эффект знаменитого 25 кадра! Вот в этот 25 кадр, который человек из-за скорости ленты не видит, и вклеивались безобидные на первый взгляд, призывы типа: «Пейте кока-колу», «Вы голодны? Ешьте поп-корн!». Такой «эксперимент» проводили в нескольких кинотеатрах в течении 6 недель. Итог – продажа в буфетах кинотеатра поп-корна увеличилась на 60%, а кока-колы – на 20%!! И это реальные факты. А теперь скажите – кто может с уверенностью сказать, что нас не «кормят» такими «быстрыми» рекламами? Я не утверждаю и не обвиняю телекомпании в использовании 25 кадра, я только указываю на опасность возможности применения. Далее – более простой пример - реклама лекарств. Излюбленный пример такого рода реклам – это анализ статистики. Т.е. приводится статистика какого-либо заболевания («90 процентов взрослого населения России страдает таким-то заболеванием»), как правило, повально-пугающая тем самым – запоминающаяся нашим подсознанием, в котором, на основании данных цифр зреет мнение и невольное убеждение, что «я болен»; затем приводятся симптомы этого заболевания, которые, кстати, подходят всем и вся, и в итоге, скромненько «выдается», как спасение, «наш самый лучший, самый дешевый, самый безотказный препарат». А если сюда добавить грамотно подстроенные титры и правильно подставленный «завораживающий» голос диктора, то нам сразу хочется купить «такой распрекрасный» препарат, пока он «есть на складе». Что, скажете ничего страшного, просто красивая реклама? Да нет! После просмотра «такого видео», мозг человека на подсознательном уровне просто желает то, что он только что увидел и человек это не замечает; а вот будучи в аптеке мы случайно наткнемся на этот «замечательный препарат» и обязательно его купим, не задумываясь – «зачем?». Приведу еще несколько сторонних факторов, которые используются для манипуляции, просто для справки, без комментариев.
«Красивое лицо является безмолвной рекомендацией.» - Ф. Бэкон. Физическая красота помогает гораздо более высоко оценивать другие человеческие качества, такие как одаренность, добросердечность, интеллект, компетентность. Внешне красивый человек представляется более убедительным, поэтому ему нужно затрачивать гораздо меньше усилий для того, чтобы эффективно влиять на других. Наша реакция на привлекательность людей – психический автоматизм, относящийся к категории гало-эффектов. Результаты выборов убеждают, что за кандидатов с гармонично сложенными лицами и фигурой избиратели отдают в среднем в 2,5 раза больше голосов, чем за непривлекательных. Вряд ли кто-то из юристов, по долгу службы часто присутствующих на судебных процессах, будет отрицать, что внешность подсудимых играет немалую роль для исхода дела. Социологический и психологический анализы тоже прямо говорят об этом. Судьи – тоже люди, со своими подсознательными стереотипами. Специальные исследования подтверждают и то, что руководители придают гораздо меньшее значение проступкам и недоработкам подчиненных с красивой внешностью (в равной степени как мужчин, так и женщин). Такие люди получают более высокую зарплату, считаются лучшими коллегами. Неоспоримым фактом всех времен и народов остается то, что профессиональные мошенники и мошенницы, как правило, красивы и тщательно следят за своим внешним видом.
«Подобие рождает благосклонность.» - Бальтасар Грасиан. Манипуляторы обычно доводят до автоматизма навыки быть в чем-то внешне похожим на собеседника. И в беседе ими обязательно подчеркивается некая общность интересов, стилей жизни… Это весьма облегчает их задачу подчинять окружающих своим желаниям.
«Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.» - Н.Г. Чернышевский. Каждый человек хочет почувствовать, что он – "не последний парень на деревне". Бенджамин Дизраэли как-то заметил: "Лесть любят все". Как пример может служить Дж. Гирард, внесенный в Книгу Рекордов Гиннеса как рядовой продавец, продавший больше всего автомобилей. Секрет его успеха на первый взгляд парадоксален. Добрую половину своего рабочего времени этот человек занимался тем, что надписывал и отправлял открытки. Каждый месяц по открытке каждому из своих более чем 13 тыс. бывших клиентов.
Ну что хватит? Убедил я Вас или нет? Я просто хочу «достучаться» до каждого и объяснить, что нельзя быть такими наивными. «Как от «этого всего» защититься» - это не так просто как кажется на первый взгляд, чтобы не быть подверженным манипуляции , человек должен быть искушенным в такой непростой науке как информационная безопасность, именно в этом понятии. И обучиться этому очень непросто, здесь необходим холодный ум, выдержка, сила воли и тонкая логика. Но несмотря на этот зловещий конец, я только скажу, что мы рассмотрели основные принципы манипуляций: исторические, рекламу и повседневные, порой тонкие и неотличимые, нюансы. Из всего рассмотренного ясно, что единственным хорошо работающим методом обеспечения такого рода личной безопасности является хладнокровие мышления – прежде чем верить подозрительным людям, особенно предлагающим помощь, надо задаться одним всего-навсего вопросом: «А зачем это ему? Какая ему выгода?». К сожалению, уже прошли времена когда безоговорочно можно было доверять людям, сейчас стало модно везде искать выгоду для себя. А ведь раньше такого не было! И не надо со мной спорить! А вот почему стали меняться мы и наши взгляды на жизнь – это большой вопрос, и не надо слушать тех, кто «заливает», что так и надо жить, надеется только на себя, и что мол надежда на других – «это остатки несостоявшегося коммунизма». Это все бред! А вот кто сейчас правит нашими умами в глобальном масштабе – это уже отдельная история.
Применяйте полученные знания только во благо для себя и окружающих.
Помните – прежде чем принять решение, просто задайтесь вопросом «Зачем мне это?».
Основная часть отчета CSI посвящена угрозам ИБ и уже произошедшим инцидентам. 46% респондентов испытали хотя бы одну проблему с безопасностью в прошлом году, примерно столько же - не испытывали, а остальные затруднились ответить. Отметим, что количество "проблемных" компаний падает на протяжении последних трех лет – в прошлом году они составляли 53%, а в позапрошлом – 56%. На эти изменения влияют два фактора: во-первых, опыт мошенников растет, а значит – их атаки становятся более незаметными. А, во-вторых, растет защищенность самих компаний от разнообразных угроз.
Я не имею права указывать – я могу только советовать жить, жить по принципу добра, по принципу айкидо, сформулированному Морихэй Уэсиба – «Делать добро, Избегать зла, Очистить своё сердце» …
---30.11.2007 by E^D_713---