Исследование: «Идеальный почтовый сервер».

Введение.Сегодня каждая компания использует электронную почту как одно из основных средств коммуникаций в бизнесе. Необходимым условием эффективного применения почты является наличие специальной программы - почтового сервера. Создавать корпоративные ящики с помощью публичных сервисов в Интернете уже давно считается своеобразным дурным тоном. К тому же, такой подход совершенно небезопасен и сопровождается трудностями в управлении.
Несмотря на то, что объем продаж почтовых серверов нельзя назвать огромным, этот рыночный сегмент весьма интересен. Во-первых, он многогранен - на нем можно увидеть около десятка серьезных игроков, среди которых присутствуют крупные транснациональные корпорации, небольшие стартапы и даже разработчики-энтузиасты. При этом каждая из перечисленных групп играет довольно заметную роль. Во-вторых, на фоне всеобщей тенденции к легализации программного обеспечения, рынок почтовых серверов стремительно развивается и наращивает собственные объемы.
Настоящее исследование является первым российским проектом, призванным оценить текущую ситуацию на отечественном рынке почтовых серверов. В рамках исследования дается обзор положения каждого из игроков данного рынка, а также сильных и слабых сторон соответствующих игрокам продуктов.

Основные выводы.

Методология исследования. Исследование проводилось в период с 5 октября по 1 ноября 2007 года. В процессе сбора первичных статистических данных участвовали 828 респондентов из различных стран, заполнивших онлайн-анкеты  на портале SecurityLab.ru. Вопросы, приведенные в анкете, были адресованы, прежде всего, профессиональной аудитории SecurityLab.ru, которая традиционно состоит из опытных специалистов в области информационных технологий и информационной безопасности.
Приведенные ниже данные являются округленными до десятых долей целых чисел. В некоторых случаях сумма долей ответов превосходит 100% из-за использования многовариантных вопросов.
Портрет респондента. Как видно из рис. 1, более половины (51,2%) участников опроса являлись системными администраторами, то есть людьми, непосредственно связанными с почтовыми серверами. В большинстве случаев именно этот класс специалистов занимается внедрением и поддержкой данного класса программного обеспечения. Специалисты по ИТ-безопасности (14,3%) обязаны контролировать работу почтовых серверов, поскольку любая корпоративная почта является кладезем конфиденциальной информации, которую необходимо защищать. И если почтовый сервер имеет серьезные проблемы с безопасностью - то внутренняя корреспонденция может стать доступной внешним злоумышленникам.
Оставшиеся 34,5% опрошенных считают себя обычными пользователями. Подчеркнем, что большинство этих пользователей имеют <продвинутый> уровень - в противном случае, они не стали бы посещать сайт SecurityLab.ru. Логично предположить, что некоторым из них приходилось настраивать почтовые сервера для удовлетворения личных потребностей или требований небольшой фирмы.
Так или иначе, выборку респондентов можно с уверенностью признать весьма качественной. Большинство участников опроса работали с почтовыми серверами и принимали участие в выборе той или иной платформы. А значит - они смогли компетентно ответить на поставленные вопросы.

Рис. 1.Профессиональный статус респондента в информационных технологиях.



На рис.2 представлен портрет респондентов по количеству компьютеризированных рабочих мест в организации. Практически половина (49,1%) опрошенных сотрудников работают в малых компаниях, имеющих не более 100 рабочих станций. На долю среднего бизнеса (101-1000 компьютеризированных мест) пришлось 40,5%. Оставшаяся часть респондентов (10,3%) представляет, соответственно, крупный бизнес. В дальнейшем результаты опроса будут сегментированы в зависимости от размеров бизнеса респондентов.

Рис. 2.Число компьютеризированных рабочих мест в организации респондента.



На следующей диаграмме (рис. 3) находится распределение участников опроса по различным вертикальным рынкам. Легко видеть, что наибольшее представительство имеет сектор телекоммуникаций и ИТ (27,4%), за которым следует торговля (14,3%), финансовые услуги (11,1%), образование (10,6%) и производство (9,4%). Оставшиеся сегменты российской экономики (министерства и ведомства, а также ТЭК) получили меньше 4% голосов. В дальнейшем результаты опроса будут сегментированы в зависимости от вертикального рынка респондентов.

Рис. 3.Сфера деятельности организации респодента.



Краткий обзор рассматриваемых продуктов. Выше мы уже отмечали, что рынок почтовых серверов весьма интересен и его игроков можно разделить на три основные группы. Выпишем концептуальные особенности каждой из этих групп.
Тяжелые корпоративные продукты. Позиционирование. Поставщиками являются крупные ИТ-компании, предлагающие почтовые сервера, как часть платформы для построения корпоративной ИТ-инфраструктуры. Основная целевая аудитория - крупные корпоративные заказчики, хотя могут существовать и адаптированные версии решений для небольших клиентов.

Примеры продуктов:  

Плюсы:

Минусы:

Коммерческие СМБ-продукты:

Позиционирование. Поставщики являются сравнительно небольшими фирмами, для которых почтовый сервер является основным (или одним из основных) продуктов. Основная целевая аудитория - компании среднего и малого бизнеса.

Примеры продуктов:

Плюсы:

Минусы:

Некоммерческие Linux/Unix-продукты:

Позиционирование. Разработчики-энтузиасты или исследователи, создающие программы для среды Unix/Linux. Четкой целевой аудитории нет; благодаря гибкости продукты могут использоваться практически везде.

Примеры продуктов:

Плюсы:

Минусы:

Таким образом, на рынке почтовых серверов существуют два уровня конкуренции. На первом уровне конкурируют подходы к реализации функционала почтовых серверов, а на втором - уже конкретные программные продукты.
Отметим, что выбор компанией того или иного подхода подвержен влиянию ряда сторонних факторов. Например, если в небольшой фирме серверы традиционно работают под Linux и поддерживаются администратором с соответствующей компетенцией - то вполне логично ожидать, что и почтовый сервер будет использовать Linux-подход. Похожие тезисы применимы и к компаниям, развернувшим в своей ИТ-инфраструктуре платформу корпорации Microsoft.
Второй уровень конкуренции (между продуктами одного класса) зависит от внешних факторов в меньшей степени. В данном случае уместнее говорить о непосредственной конкуренции отдельно взятых продуктов. Чтобы понять природу этой конкуренции, приведем основные параметры каждой из рассматриваемых систем.

Тяжелые корпоративные системы

Microsoft Exchange Server

Платформа для организации корпоративной системы электронной почты и групповой работы от корпорации Microsoft. Ориентирована, прежде всего, на крупных заказчиков, однако имеется и версия для небольших предприятий (в составе Microsoft Windows Small Business Server). Главная особенность продукта - тесная интеграция с инфраструктурой Microsoft и, в частности, со службой каталогов Active Directory.

Текущая версия: Microsoft Exchange Server 2007

Локализация и поддержка на русском языке: да

Поддерживаемые ОС: семейство Microsoft Windows

Стоимость: 9200 руб. (Exchange Server Enterprise 2007 x64 Русская версия DVD

IBM Lotus/Domino

Платформа для автоматизации совместной деятельности рабочих групп от корпорации IBM. В отличие от Microsoft Exchange Server, ориентирована не столько на электронную почту, сколько на глобальную организацию работы внутри компании. Как правило, применяется не самостоятельно, а как платформа для построения приложений автоматизации управленческих и документных процессов

Текущая версия: Domino Server 8.0

Локализация и поддержка на русском языке: да

Поддерживаемые ОС: Windows, Linux/Unix

Стоимость: в данном случае, приводить какие-либо цифры бессмысленно, поскольку IBM Lotus/Domino может являться платформой для различных бизнес-систем.

Коммерческие СМБ-продукты:

Kerio MailServer

Популярный сервер американской компании Kerio Technologies. Позиционируется как простое, но, в тоже время, и весьма функциональное решение для небольших компаний. Особое внимание при разработке уделяется интерфейсу, удобству в использовании и безопасности продукта.

Текущая версия: Kerio MailServer 6

Локализация и поддержка на русском языке: да

Поддерживаемые ОС: Windows, Linux, Mac OS

Стоимость: 692 руб. на одно рабочее место (при покупке 50 лицензий)

MDaemon (Alt-N Technologies Inc)

Еще один популярный продукт для быстрой организации почтового сервера. В отличие от Kerio , разработчики из Alt-N Technologies уделяют больше внимания функционалу и меньше - удобству и интерфейсу. Видимо, недостаточная простота управления и привела MDaemon к отставанию по популярности от Kerio MailServer.

Текущая версия: MDaemon 9.6 Email Server

Локализация и поддержка на русском языке: да

Поддерживаемые ОС: Windows

Стоимость: 1425 руб. на одно рабочее место (версия Pro на 50 пользователей).

CommunigatePro (Stalker Software)

В отличие от MDaemon и Kerio MailServer, система CommunigatePro не является <чистым> почтовым сервером. Она позиционируется как законченная платформа, включающая в себя средства не только для организации электронной почты, но и для других типов корпоративных коммуникаций. CommunigatePro может поставляться с различными модулями и успешно применяется не только в небольших, но и в крупных организациях. Однако в России CommuniGatePro часто используется именно как почтовый сервер в предприятиях среднего и малого бизнеса.

Текущая версия: CommunigatePro

Локализация и поддержка на русском языке: нет

Поддерживаемые ОС: все распространенные

Стоимость: 1000 руб. на одно рабочее место (базовая лицензия на 25 пользователей).

Merak Mail Server (IceWarp)

Этот продукт пытается копировать позиционирование Kerio, заявляя о простоте, удобстве и управляемости. Дальнейшие результаты показывают, что Kerio MailServer является лидером в группе коммерческих СМБ-продуктов в то время, как доля Merak находится в пределах статистической погрешности (всего 0,9%). Видимо, это классический пример на тему того, как не стоит копировать сильные стороны лидера. На чужом поле выиграть войну за рынок почтовых серверов не удастся.

Текущая версия: 9.1

Локализация и поддержка на русском языке: да

Поддерживаемые ОС: все распространенные

Стоимость: 755 руб. на одно рабочее место (лицензия на 50 пользователей).

Некоммерческие Linux/Unix-продукты

Все описанные далее программы принадлежат к классу MTA и не являются законченными почтовыми серверами. Каждая из них поставляется бесплатно по различным типам лицензий. Понятно, что ни одно из описанных решений не локализовано, хотя у некоторых из них имеется русскоязычная документация.

Все описанные далее программы принадлежат к классу MTA и не являются законченными почтовыми серверами. Каждая из них поставляется бесплатно по различным типам лицензий. Понятно, что ни одно из описанных решений не локализовано, хотя у некоторых из них имеется русскоязычная документация.
Sendmail
Самое старое, популярное и известное MTA-приложение для Linux/Unix систем. Оригинальная версия Sendmail была написана еще в начале 80-х годов прошлого века Эриком Оллменом (Eric Allman), создателем приложения delivermail для проекта ARPANET (который впоследствии породил Интернет). Sendmail считается очень гибкой программой, которая обладаеет широким функционалом.
Когда писались первые версии Sendmail, вопросам безопасности и удобства уделялось не слишком много внимания. Быть может, именно поэтому Sendmail является сравнительно уязвимым и сложным решением.
Sendmail входит в состав ряда дистрибутивов Linux/Unix систем. Продукт использует схему <двойного лицензирования> (по собственной лицензии SENDMAIL LICENSE), которая подразумевает бесплатное использование для собственных нужд. Имеется платный дистрибутив для требовательных корпоративных заказчиков. Текущая версия: Sendmail 8.14.

Postfix
Система Postfix была создана Вейтсом Венемой (Wietse Venema), разработчиком исследовательского центра IBM им. Томаса Уотсона (IBM Thomas J. Watson Research Center), в конце 90-х годов прошлого века. Задумывалась как более простая, безопасная и быстрая альтернатива Sendmail.
Postfix имеет продуманную модульную архитектуру - каждый модуль (демон) отвечает за минимальный набор простых функций. Как следствие, обеспечивается изолированность процессов (что положительно сказывается на безопасности), а также более высокая скорость работы в режиме простоя (за счет выгрузки ненужных модулей).
Postfix поставляется по свободной лицензии IBM (IBM Public License 1.0). Текущая версия: Postfix 2.4.6.

Exim
Система Exim была создана в 1995 году сотрудником Университета Кэмбриджа (University of Cambridge) Филиппом Хейзелом (Philip Hazel). Как и Sendmail, Exim имеет монолитную архитектуру, которая считается менее безопасной, чем модульная. Однако в отличие от Sendmail, Exim пока не испытывал серьезных проблем с безопасносностью.
Ключевая особенность Exim заключается в логичной и прозрачной схеме обработки почты. Создатели продукта отказались от реализации ряда экзотических функций, что положительно отразилось на простоте решения. Кроме того, Exim считается быстрее и безопаснее все того же Sendmail.
Exim входит в состав ряда дистрибутивов Linux/Unix систем. Поставляется по свободной лицензии GNU GPL. Текущая версия: Exim 4.68

Qmail
Система Qmail является еще одним MTA-приложением, разработанным как альтернатива Sendmail. Автор Qmail, Дэниел Бернштейн (Daniel J. Bernstein), попытался создать абсолютно безопасный почтовый сервер. После создания первой версии продукта в 1996 году автор предложил награду в $500 первому человеку, который опубликует поддающуюся проверке уязвимость в последней версии программы. В прошлом году эта премия была до сих пор не востребована.
Как и Postfix, Qmail построен на полностью модульной архитектуре. Программа свободно распространяется без лицензии, однако ее нельзя классифицировать как <открытое> или <свободное> ПО. Тем не менее, Qmail вполне свободен для пользования и модифицирования кем угодно. Программа давно не поддерживается автором и все современные реализации используют дополнительные модули сторонних разработчиков.

Общие тенденции рынка почтовых серверов. На рис. 4 представлена диаграмма, демонстрирующая доли различных продуктов на российском рынке почтовых серверов. Общая сумма долей превосходит 100% из-за того, что некоторые респонденты используют в своей инфраструктуре сразу несколько систем.
Отметим, что 30% опрошенных не сумели найти в списке подходящий вариант и выбрали пункт <другой сервер> . При этом авторам исследования не известен ни один другой продукт, способный занять на этом рынке долю хотя бы в несколько процентов. По всей видимости, респонденты, выбравшие ответ <другой> , просто не понимают, что такое почтовый сервер. Логично предположить, что они могли иметь в виду либо свободные сервера в Интернете (mail.ru, inbox.ru и т.п.) или же клиентские программы для работы с почтой (Microsoft Outlook, The Bat! и т.п.). Поэтому было принято решение исключить эти варианты ответа из анализа.
Добавим, что популярность Merak Mail Server оказалась на грани статистического шума - всего 0,9%. Этот сервер входит в группу коммерческих СМБ-продуктов. Однако в связи с крайне низким уровнем популярности этот почтовый сервер не рассматривается в данном исследовании также подробно, как другие решения.

Рис. 4.Каким почтовым сервером Вы пользуетесь?



Из полученной раскладки легко понять, что максимальную долю рынка имеет почтовый сервер Microsoft Exchange, который используется в 40% организаций. Вместе с тем, если суммировать доли различных Linux-решений (70,4%), то они намного превысят показатели Microsoft. Среди Linux-серверов традиционно выделяются пакеты Sendmail (30,6%), а также Postfix (22,2%). Коммерческие решения для сектора СМБ находятся на третьем месте и контролируют в общей сложности 28,2% рынка.
Подчеркнем, что рис. 4 описывает рыночные доли производителей по количеству компаний, а не по числу обрабатываемых почтовых ящиков. Абсолютное большинство ящиков расположены на публичных серверах, которые, как правило, используют окружение Linux/Unix.
Следующие вопросы были посвящены удовлетворенности респондентов работой тех или иных почтовых серверов. Удовлетворенность оценивалась по четырем параметрам:

Рис. 5.Управление почтовыми серверами.




Рис. 6.Безопасность почтовых серверов.




Рис. 7.Функционал почтовых серверов.




Рис. 8.Удовлетворенность почтовыми серверами.



Из полученных данных следует ряд основных выводов: Использование почтовых серверов в организациях разных масштабов. Следующая часть исследования посвящена изучению использования серверов в организациях различных масштабов. Статистика, показывающая применение серверов в организациях разного размера (в зависимости от количества используемых рабочих станций), расположена в таб. 1 и графике 1.

Таб. 1. Почтовые серверы и масштаб организации.

 

Количество рабочих станций в организации

 

[менее 100]

[100-1000]

[более 1000]

[Microsoft Exchange]

35,48%

46,09%

35,48%

[Sendmail]

29,84%

32,03%

29,03%

[Kerio MailServer]

21,34%

13,62%

2,21%

[IBM Lotus]

8,87%

10,16%

19,35%

[Postfix]

19,36%

25,78%

19,35%

[Qmail]

7,26%

7,03%

9,68%

[Communigate Pro]

2,42%

4,69%

6,45%

[Exim]

10,48%

10,94%

6,45%

[MDaemon]

13,71%

9,37%

3,23%

[Merak Mail Server]

0,2%

0,6%

0,1%


График 1.Почтовые серверы и масштаб организации.



Интересно, что организации среднего размера заметно чаще используют больше одного почтового сервера в своей деятельности. По всей видимости, эта тенденция объясняется менее строгой формализацией работы системных администраторов, которые пробуют работать сразу с несколькими системами.
В раскладке по отдельным продуктам отметим сервер Microsoft Exchange, популярный как в мелких, так и в крупных организациях. По всей видимости, это обстоятельство объясняется высоким уровнем пиратства в отношении данного продукта. Однако несомненно, что по мере легализации программного обеспечения, доля Microsoft Exchange будет неуклонно падать. Клиенты просто начнут считать деньги и переходить с <тяжелых> корпоративных решений на более доступные, но не менее удобные аналоги.
Linux/Unix-системы примерно повторяют ситуацию по рынку в целом - они успешно используются везде, и чаще всего - в организациях среднего размера.
Система IBM Lotus/Domino чаще применяется в крупных организациях, что также весьма закономерно. Не менее закономерен тот факт, что популярность Kerio MailServer и MDaemon падает по мере роста масштаба клиентов. А вот сервер CommunigatePro, напротив, наращивает свою долю рынка в более крупных компаниях. Это довольно неожиданный результат - ведь изначально было сделано предположение о том, что данный продукт чаще используетя в небольших организациях.

График 2.Почтовые серверы (подходы) и масштаб организации.



Раскладка по группам продуктов (график 2) оказалась вполне объяснимой. Независимо от размеров организации, первое место по популярности занимают некоммерческие Linux/Unix-серверы, за которыми следуют тяжелые корпоративные системы. Уровень использования небольших продуктов для рынка СМБ резко падает в момент перехода к крупным организациям.

Использование почтовых серверов на вертикальных рынках.Несмотря на то, что почтовые серверы не имеют ярко выраженной отраслевой специфики, они по-разному используются в организациях с различной сферой деятельности. Этот факт объясняется влиянием внешних факторов (например, операционной системы) на выбор того или иного почтового приложения. Производителям и продавцам почтовых серверов необходимо понимать, на каких вертикальных рынках эти серверы более востребованы.
Среди всех отраслей, принимавших участие в исследовании (см. раздел <Портрет респондента> ) были выбраны пять наиболее популярных, чтобы статистика получилась более качественной. На графике 3 представлена диаграмма использования тяжелых корпоративных систем на различных вертикальных рынках.

График 3.Применение тяжелых корпоративных систем на вертикальных рынках.



Легко заметить, что Microsoft Exchange используется достаточно равномерно, в то время, как IBM Lotus значительно <проседает> в секторах телекоммуникаций, торговли и образовании. Отметим, что в сфере финансовых услуг тяжелые корпоративные систем используются чаще всего. Ниже мы увидим, что остальные группы почтовых серверов применяются в данной отрасли значительно реже.

График 4.Применение некоммерческих Linux/Unix-продуктов на вертикальных рынках.



Пик применения этих продуктов наблюдается в секторе телекоммуникаций (график 4), что вполне закономерно. Дело в том, что именно эта отрасль обладает наибольшим количеством компетентных специалистов, способных администрировать сервера под операционными системами Linux/Unix. В сегменте финансовых организаций эти системы, напротив, применяются сравнительно редко. Этот факт также логично объясняется недоверием финансовых компаний к свободному программному обеспечению в целом.
Любопытно, что модульные системы (Postfix и Qmail) имеют локальные максимумы на рынке производственных клиентов и минимумы - в секторе образовательных компаний. На рынке торговых организаций все Linux/Unix-серверы применяются не слишком часто.

График 5.Применение коммерческих СМБ-продуктов на вертикальных рынках.



Последняя группа решений - коммерческие СМБ-продукты - имеют ярко выраженный пик в секторе торговых организаций (график 6). Можно смело утверждать, что именно торговые компании являются основной целевой группой данных производителей. Добавим, что эта группа систем также неплохо применяется в образовательных учреждениях. В секторе телекоммуникаций/ИТ, который является <вотчиной> Linux-систем сервера для СМБ могут внедряться, однако в большинстве случаев они не являются там основными.
Все указывает на то, что доля коммерческих СМБ-решений будет стремительно расти в ближайшие несколько лет. В связи с тенденцией легализации программного обеспечения СМБ-компании будут переходить с <тяжелых> корпоративных решений на доступные СМБ-продукты. В то же самое время некоммерческие Linux/Unix-решения не смогут существенно нарастить свою долю, так как не обладают необходимым функциналом, в частности, в сфере коллективной работы и создания рабочих групп. Все это в MTA просто отсуствует, а сбор конструктора из других Linux/Unix-решений требует серьёзных знаний.
Отметим, что в группе СМБ-продуктов прослеживается четкий лидер. Это Kerio MailServer, который обходит своего конкурента MDaemon. Видимо, сказывается четкий фокус компании Kerio на простоту и удобство управления не в ущерб функционалу. В то время как MDaemon наоборот пытается наращивать технические и фунциональные характеристики, его политика лицензирования вызывает большие сомнения. По сути, Alt-N, разработчик MDaemon, предлагает клиенту голый MTA-продукт по очень низкой цене, а также целый ряд дополнительных модулей, позволяющих сделать из MDaemon полноценное решение. Покупая MDaemon, клиент просто вынужден играть в конструктор, доводя комплектацию продукта до ума. Между тем, получающиеся в конце концов цены выглядят достаточно высокими, да и конструктор представителям СМБ вряд ли придется по душе.
Тем не менее, несмотря на все свои недостатки, MDaemon обладает реноме надежного и устойчивого продукта. Благодаря этому его популярность будет стабильно развиваться, возможно, даже с увеличением рыночной доли.

График 6.Почтовые серверы (группы) и вертикальные рынки.



Диаграмма, представленная на графике 6, является квинтэссенцией трех предыдущих раскладок. Сделаем несколько итоговых выводов: Оценки почтовых серверов по различным параметрам. Завершающая часть исследования направлена на изучение качества представленных на рынке систем. Выше мы описывали удовлетворенность системами в целом, а теперь - распишем эту удовлетворенность по каждому конкретному продукту.
Напомним, что удовлетворенность оценивалась по трем четырем факторам. Фактически (см. анкету), каждый респондент оценил свой сервер по четырехбальной системе (будем считать минимальной оценкой <1>, а максимальной - <4>). В таб. 2 собраны средние оценки каждого сервера по каждому фактору удовлетворенности. В дальнейших графиках эти оценки будут представлены в более наглядном виде.

Таб. 2.Средние оценки почтовых серверов по различным параметрам.

 

Управление

Безопасность

Функционал

Общая удовлетворенность

[Exim]

3,4

3,43

3,33

3,54

[Postfix]

3,18

3,45

3,40

3,45

[Kerio MailServer]

3,54

3,37

3,38

3,40

[Qmail]

3,25

3,35

3,40

3,3

[Sendmail]

3,17

3,23

3,28

3,28

[MDaemon]

3,33

3,14

3,35

3,28

[Communigate Pro]

3,00

3,11

3,39

3,21

[IBM Lotus]

2,97

2,96

3,37

3,18

[Microsoft Exchange]

3,12

3,03

3,24

3,16

[Merak Mail Server]

2,87

3,39

3,15

3,0


На графике 7 представлены оценки, полученные тяжелыми корпоративными системами. Легко увидеть, что общая удовлетворенность Microsoft Exchange и IBM Lotus находится на практически одинаковом уровне. Интересно, что более безопасным было признано решение от Microsoft, что довольно необычно - поскольку в умах российских администраторов прочно хранится мнение о <дырявости> продуктов корпорации. По всей видимости, повышенное внимание к безопасности, а также обширная маркетинговая активность Microsoft наконец-то стали приносить свои плоды.

График 7.Оценки тяжелых корпоративных систем.



Наибольших оценок в категории некоммерчсеких Open Source продуктов удостоился продукт Exim (график 8), получивший абсолютно лучшую оценку по общей удовлетворенности. В остальных категориях Exim незначительно уступил другим системам, однако также получил весьма неплохие оценки. Интересно, что самый массовый продукт - Sendmail - оказался аутсайдером во всех рассматриваемых категориях. И если в случае управления и безопасности этот факт объясняется историей и спецификой Sendmail, то низкая оценка функциональности выглядит достаточно неожиданной. Особенно, если учесть тот факт, что грамотный администратор может сделать на основе Sendmail сервер с практически любыми возможностями, кроме groupware-функционала, которым Linux/Unix-продукты обеделены с рождения.
Добавим, что почтовый сервер Qmail, который позиционируется как самый безопасный продукт, не смог получить высокой оценки именно в этой категории. Наиболее компромиссным вариантом следует признать сервер Postfix, который несмотря на некоторые пробелы в управлении, является весьма сбалансированным и при этом широко распространенным вариантом.

График 8.Оценки некоммерческих Linux/Unix-решений.



Наконец, оценки для почтовых СМБ-систем представлены на графике 9. По мнению респондентов, худшим продуктом оказался сервер Communigate Pro (не считая Merak, который в силу своей крайне слабой распостраненности мы не учитываем вовсе), проигравший во всех рассматриваемых категориях. Лидером оказася Kerio MailServer, получивший самую высокую оценку в категории управление, а также опередивший всех конкурентов в группе по показателю общей удовлетворенности. Главный конкурент Kerio - MDaemon - напротив, серьезно уступил по всем параметрам.

График 9.Оценки почтовых систем для СМБ.



Отметим, что сводить все оценки воедино вряд ли имеет смысл, так как, например, управляемость Linux/Unix -серверов и управляемость почтовых серверов для СМБ-рынка - это совершенно разные понятия. Пользователи обоих типов систем предъявляют им различные требования, которые не всегда корректно сравнивать.

Заключение
Настоящее исследование показало текущее состояние российского рынка почтовых серверов и положение на нем различных игроков. Учитывая тот факт, что большинство компаний уже обзавелись собственной системой корпоративной почты, можно смело утверждать, что данный рынок прошел стадию становления и переходит в фазу зрелости.
По всей видимости, в будущем произойдет дальнейшая диверсификация решений в зависимости от размера компании-заказчика - сегодня она наблюдается слабо и только в сегменте крупных заказчиков. Можно предположить, что на фоне всеобщей легализации программного обеспечения будет происходить рост популярности СМБ-решений и отток пользователей Microsoft Exchange. Все это приведет к расширению группы СМБ-продуктов, лидером которой является Kerio MailServer.
В то же самое время рыночная доля разработок с открытым кодом вряд ли будет расти. Эта тенденция также объясняется взрослением рынка ПО, ростом требований заказчиков к поддержке и другим сервисам, а также дефицитом ИТ-специалистов на рынке труда. Очевидным потверждением последних тезисов является максимальная рыночная доля Microsoft Exchange среди отдельно взятых продуктов.



---17.12.2007 by E^D_713---

При написании данной статьи была использована информация с сайта www.securitylab.ru

Hosted by uCoz